logo
ДУВАНСКАЯ ЗОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
структурное подразделение
МБУК "Месягутовская центральная межпоселенческая библиотека"
муниципального района Дуванский район
Республики Башкортостан
Телефоны
Фактический адрес
Республика Башкортостан Дуванский район село Дуван, улица Пионерская, 1.
Юридический адрес
Республика Башкортостан Дуванский район село Дуван, улица Пионерская, 1.

«Королева второго плана» Фаина Раневская 125 лет со дня рождения.

Фаина Раневская была и остается любимой артисткой многих. Её талант завораживающей силой ведущих ролей в театрах или небольших эпизодических киноролей продолжает околдовывать зрителя и сегодня.
Фаина Раневская родилась 27 августа 1896 года в г. Таганроге в состоятельной еврейской семье.
В детстве она была одинока, так как была закрытым ребенком. Возможно, причина в её повышенной ранимости из-за легкого заикания, которым Фаина страдала от рождения.
Боясь насмешек, Фаина избегала сверстников, не имела подруг, не любила учиться.
Увлечение кино пришло Фаине лет в двенадцать. Как признавалась Раневская, профессию она не выбирала – она в ней таилась. После увиденного на сцене, она уже знала, что будет актрисой обязательно. Ни в одну из лучших театральных школ она не была принята, и девушка устроилась в частную школу.
Судьба Раневской как актрисы была не простой. Сначала были сплошные трудности и жизненные неурядицы.
Жизнь в театре тоже сложилась неоднозначно. За всю свою жизнь она сыграла всего 17 ролей, сделавших ее знаменитой. Среди её ролей одной из самых значимых стала роль миссис Сэвидж, в спектакле «Странная миссис Сэвидж» по пьесе Джона Патрика.
В кино Фаина Раневская дебютировала в 1934 году, будучи тогда актрисой Камерного театра. Начинающий режиссер Михаил Ромм, увидев ее на сцене, пригласил на роль госпожи Луазо в фильме «Пышка» по знаменитой мопассановской новелле.
Приехавший в Советский Союз Ромен Роллан был в восторге от фильма. Среди актеров он выделял в первую очередь Раневскую. По его просьбе «Пышку» продемонстрировали во Франции. И картина прошла там с огромным успехом.
После «Пышки», несмотря на успех, Раневская решила больше в кино не появляться – «слишком это все мучительно».
Настоящую известность актрисе принесла комедия Татьяны Лукашевич «Подкидыш».
В «Подкидыше» Раневская сыграла самоуверенную, командующую подкаблучником-мужем женщину. Актриса специально для своей роли придумала несколько хлестких фраз. Одна из них – Муля, не нервируй меня – стала по-настоящему крылатой.
После войны Фаина Раневская сыграла несколько заметных ролей. В 1947 году на экраны вышла комедия Григория Александрова «Весна» с Любовью Орловой и Николаем Черкасовым в главных ролях.
Фаине Раневской в сценарии отводился лишь один эпизод: её героиня Маргарита Львовна подавала завтрак своей знаменитой племяннице.
Александров предложил актрисе самой сделать себе роль. Раневская придумала множество веселых фраз и диалогов. Вместе с Ростиславом Пляттом они внесли в картину комедийную, характерную, водевильную стихию. В итоге играющие роли второго плана Фаина Раневская и Ростислав Плятт запомнились зрителям даже больше, чем главные герои.
В том же году Раневская сыграла мачеху в знаменитой сказке «Золушка» режиссера Надежды Кошеверовой. Эта картина одна из немногих, принесших актрисе настоящую радость. Раневская сыграла с присущей ей яркостью, правдоподобностью.
Мачеха – одна из лучших комедийных ролей Раневской. Удивительно, но она – сугубо отрицательный персонаж сказки – вызывает у зрителей настоящий восторг!
И хотя, в основном, у Фаины Раневской были эпизодические роли и в спектаклях, и в кино, но именно по этим ролям, сыгранным с огромным мастерством, актриса запомнилась и полюбилась многими.
Удивительно, но за долгие годы она так и не сыграла ни одной великой роли мирового репертуара.
За год до своей смерти Раневская отказалась играть на сцене. «Старость, – сказала она, – вещь страшная. Болят все мои косточки. Очень устала, очень. Восемьдесят семь лет! Я не Яблочкина, чтобы играть до 100 лет. Нет, больше на сцену не выйду!»
19 июля 1984 года, после перенесенных инфаркта и пневмонии, Фаина Георгиевна умерла.
Раневская не только прекрасно играла в кино и на сцене, ей принадлежит множество афоризмов и крылатых выражений, нашедших свое отражение в ее дневниках и записях. А сколько «ходячих» анекдотов связано с её именем в реальной жизни! Раневская не была просто остроумной, это было само остроумие, сам живой юмор Фаины Георгиевны Раневской невозможно обойти стороной. Это кладезь мудрости, остроумия, философии и …грусти.
Старость – это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность.
Я как старая пальма на вокзале: никому не нужна, а выбросить жалко.
На вопрос: «Вы заболели, Фаина Георгиевна?» – она обычно отвечала: «Нет, я просто так выгляжу».
Я себя чувствую, но плохо.
Здоровье – это когда у вас каждый день болит в другом месте.
Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.
Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть.
Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.
На голодный желудок русский человек ничего делать и думать не хочет, а на сытый – не может.
Мне всегда было непонятно – люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства.
Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.
Раневская ненавидела свою популярность и никогда не считала себя выдающейся актрисой. «Пропищала и только» – так она оценила собственную творческую биографию в одной из дневниковых записей. Она мечтала о больших серьезных работах, но режиссеры, за редким исключением, видели в ней только яркий характерный образ. Пройдет время, имена многих из этих режиссеров канут в Лету, а Фаина Раневская останется в истории – как одна из десяти лучших актрис ХХ века.