День российского кино
День российского кино.
Кинематограф в России появился в начале 20 века и был привезен французами. Но это не помешало фотографам быстро освоить операторское искусство и уже в 1898 году выпустить первые документальные ролики. Режиссер Александр Дранков создал первый русский фильм – «Понизовая вольница». Это было рождение великого немого кино на территории России, картина была черно-белая, немая, короткометражная и тем не менее весьма трогательная. Уже в 1910 году такие мастера режиссуры, как Владимир Гардин, Яков Протазанов, Евгений Бауэр и другие, создавали достойное кино, экранизировали русскую классику, снимали мелодрамы, детективы и даже боевики. Вторая половина 1910-х подарила миру таких известных деятелей, как Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов. Первый кинематограф в России – яркий период в развитии отечественного кино. Период с 1918 по 1930 год Октябрьская революция 1917 года стала настоящим путеводителем российским кинорежиссерам на Запад.
«Серебряный век» сменил советский кино — авангард. Следует отметить такие экспериментальные картины Сергея Эйзенштейна, как «Броненосец Потемкин» (1925 г.) и «Октябрь» (1927 г.) Широкую известность ленты получили преимущественно на Западе. Этот период запомнился такими режиссерами и их картинами, как Лев Кулешов – «По закону», Всеволод Пудовкин – «Мать», Дзиги Вертов – «Человек с киноаппаратом», Яков Протазанов – «Процесс о трех миллионах» и другие. Кинематограф 20 века в России – самый яркий период в истории существования российского кино. Времена социального реализма – 1931-1940 годы. История кинематографа в России данного периода начинается с великого события – в российском кино появилось звуковое сопровождение. Первым звуковым фильмом считается «Путевка в жизнь» Николая Экка. Свой талант успешно приспособили к советскому режиму такие режиссеры: Братья Васильевы и их «Чапаев», Михаил Ромм и «Ленин в Октябре», Фридрих Эрмлер и «Великий гражданин». Настал звездный час известного режиссера Григория Александрова, который стал настоящим королем комедии. А его жена Любовь Орлова – главной звездой экранов. Самые популярные фильмы Александрова – «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга». Роковые сороковые года – 1941-1949 Война изменила все. Именно в это время появляются полнометражные фильмы, где война уже была не полна легких побед и романтических событий, в кино пытались отразить всю жестокость, что происходила на фронте. К первым реальным военным фильмам можно отнести «Радугу», «Нашествие», «Она защищает Родину», «Зоя». В это время свет увидела последняя картина С. Эйзенштейна – шедевральная трагедия «Иван Грозный».
Громкая победа, которая была завоевана ценой десятков миллионов людей, вызвала волну кино и новый виток в истории кинематографа в России, основывалась она на культе личности Сталина. К примеру, кремлевский режиссер М. Чиаурели в своих фильмах «Клятва» и «Падение Берлина» возвышал Сталина, представляя его чуть ли не божеством. Шедеврами того времени стали следующие ленты: «Сталинградская битва», «Жуковский», «Весна», «Кубанские сказки». Оттепель – 1950-1968 годы началась после смерти Сталина. Вторая половина пятидесятых стала настоящим кино — бумом не только в плане резкого увеличения производства фильмов, но и в появлении новых режиссерских и актерских дебютов. Стоит отметить картину Михаила Калатозова и Сергея Урусевского «Летят журавли», которая получила «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале. Самые заметные фигуры того периода – Григорий Чухрай с его «Балладой о солдате» и «Чистым небом» и Михаил Ромм с фильмом «Обыкновенный фашизм». Эпоха комедий. Режиссеры начали поднимать проблемы простых людей в своих лентах, мелодрамы Марлена Хуциева – «Весна на Заречной улице» и «Два Федора» – успешно вышли в широкий прокат. Истинное удовольствие получили зрители от комедий великого Леонида Гайдая – «Операция Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука». Нельзя не упомянуть комедию Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля!». Помимо комедий и Каннского фестиваля, период оттепели в кино подарил миру «Войну и мир» С. Бондарчука, картина вызывала настоящий ажиотаж. Но данный период подарил нам не только великих режиссеров, но и талантливых актеров. 50-60-е годы стали звездным часом для Олега Стриженова, Вячеслава Тихонова, Людмилы Савельевой, Анастасии Вертинской и многих других талантливейших актеров. Конец оттепели – 1969-1984 годы. Данный период времени для российского кинематографа оказался непростым. Жесткая кремлевская цензура не позволила поделиться своим творчеством многим талантливым режиссерам. Но, несмотря на сложности в те годы посещаемость кинотеатров в России занимала лидирующие позиции во всем мире. Не один десяток миллионов зрителей с большим удовольствием смотрели комедии Леонида Гайдая, Георгия Данелия, Эльдара Рязанова, Владимира Мотыля, Александра Митты. Фильмы этих великих режиссеров – настоящая гордость российского кино.
Настоящий бум произвели мелодрама В. Меньшова «Москва слезам не верит», которая взяла «Оскар» за лучший иностранный фильм, и боевик Бориса Дурова «Пираты 20-го века». И, конечно же, всего этого не было бы без талантливейших актеров, таких как Олег Даль, Евгений Леонов, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Николай Еременко, Маргарита Терехова, Людмила Гурченко, Елена Соловей, Инна Чурикова и другие. Перестройка и кино – 1985-1991 годы. Главная особенность данного периода – ослабление цензурного гнета. После реабилитации Элем Климов и его картина «Иди и смотри» стал лауреатом Московского кинофестиваля 1985 года. По праву это кино можно отнести к беспощадному реализму Второй мировой войны. Послабление цензуры поспособствовало появлению первого российского фильма с откровенными сценами – «Маленькая Вера» Василия Пичулы, снятая в 1988 году. Однако общество переходило в эпоху телевидения, американские фильмы поступали на отечественный рынок, и посещаемость кинотеатров резко снизилась. Несмотря на снижение внимания к российским фильмам со стороны зрителя, на Западе российские режиссеры стали желанными гостями множества международных фестивалей. 1991 год стал завершающим этапом в существовании Советского Союза, отразилось это и на кинематографе.
Лишь немногие из отечественных фильмов доходили до кинопроката, зато популярность получили так называемые видеозалы, в которых транслировались такие желанные западные фильмы типа «Терминатора». Понятие цензуры фактически отсутствовало, на прилавках специализированных магазинов можно было отыскать все, что угодно. Отечественное кино не пользовалось спросом у людей, фильмы для массовой аудитории снимались непрофессионально, с бедной постановкой. Постсоветское кино в России – 1990-2010. Конечно же, развал Советского Союза повлиял на отечественный кинематограф, и российское кино долго находилось в упадке. Дефолт 1998 года больно ударил по режиссерам, финансирование кинопроизводства резко сократилось. Дабы не загубить кинематограф и иметь хоть какой-то шанс к развитию, открывались маленькие частные киностудии. Самыми кассовыми на те времена стали комедии «Ширли-мырли», «Особенности национальной охоты», а также фильмы «Вор» и «Анкор, еще анкор!». Кинематограф в 90-е годы в России переживал не лучшие времена. Криминальное кино. Настоящий фурор в российском кинематографе произвела картина «Брат», выпущенная в 1997 году Алексеем Балабановым. Нулевые же ознаменовались рождением кинокомпаний, которые производили телевизионные фильмы и сериалы. Самыми популярными из них стали «Амедиа», «Коста — Фильм» и «Форвард-фильм». Особым успехом у зрителей пользовались криминальные сериалы, такие как «Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург» и так далее. Такие сериалы отражали реалии непростых 90-х.
2003 год подарил миру замечательные и достаточно прибыльные мультипликационные фильмы, такие как «Смешарики», «Маша и Медведь», «Лунтик и его друзья». Кинематограф постепенно восстанавливался от длительного кризиса, и уже в 2010 году было выпущено 98 художественных фильмов, а в 2011 г. – 103. Немалые усилия к возрождению отечественного кино приложила Русская Православная Церковь, благодаря которой на экраны вышли такие картины, как «Остров», «Поп», «Орда». Первыми достойными драматическими картинами после кризиса стали «Ворошиловский стрелок», «В августе 44-го» и «Остров». 2010 год стоит отметить как год создания новой волны «урбореализма». Корни данного направления уходят глубоко в советское кино, где стремились показать обычную жизнь простого человека. К таким фильмам можно отнести «Упражнения в прекрасном», «Шапито-шоу», «Караки», «О чем говорят мужчины» и так далее. Уже с 90-х годов и по сей день в республиках Российской Федерации формируется свой собственный кинематограф. Эти фильмы имеют местное распространение, так как сняты на национальных языках республик. А в некоторых регионах популярность таких локальных фильмов выше, чем у модных современных американских блокбастеров. На сегодняшний день российский кинематограф носит развлекательный характер. Фактически 95 % фильмов выпускаются именно в таком жанре. Объясняется такая тенденция просто – высокая прибыль и рейтинги на телевидении. Самые популярные жанры отечественного кино – криминал, комедия и история. Большая часть действительно достойных фильмов – подражание Голливуду. В последнее время пошла волна на возрождение советского кино, но критики отмечают данные проекты как неудачные. К современникам относятся следующие режиссеры: Юрий Быков, Николай Лебедев, Федор Бондарчук, Никита Михалков, Андрей Звягинцев, Сергей Лобан, Тимур Бекмамбетов и другие.