logo
ДУВАНСКАЯ ЗОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
структурное подразделение
МБУК "Месягутовская центральная межпоселенческая библиотека"
муниципального района Дуванский район
Республики Башкортостан
Телефоны
Фактический адрес
Республика Башкортостан Дуванский район село Дуван, улица Пионерская, 1.
Юридический адрес
Республика Башкортостан Дуванский район село Дуван, улица Пионерская, 1.

День российского кино

 

День российского кино.
Кинематограф в России появился в начале 20 века и был привезен французами. Но это не помешало фотографам быстро освоить операторское искусство и уже в 1898 году выпустить первые документальные ролики. Режиссер Александр Дранков создал первый русский фильм – «Понизовая вольница». Это было рождение великого немого кино на территории России, картина была черно-белая, немая, короткометражная и тем не менее весьма трогательная. Уже в 1910 году такие мастера режиссуры, как Владимир Гардин, Яков Протазанов, Евгений Бауэр и другие, создавали достойное кино, экранизировали русскую классику, снимали мелодрамы, детективы и даже боевики. Вторая половина 1910-х подарила миру таких известных деятелей, как Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов. Первый кинематограф в России – яркий период в развитии отечественного кино. Период с 1918 по 1930 год Октябрьская революция 1917 года стала настоящим путеводителем российским кинорежиссерам на Запад.
«Серебряный век» сменил советский кино — авангард. Следует отметить такие экспериментальные картины Сергея Эйзенштейна, как «Броненосец Потемкин» (1925 г.) и «Октябрь» (1927 г.) Широкую известность ленты получили преимущественно на Западе. Этот период запомнился такими режиссерами и их картинами, как Лев Кулешов – «По закону», Всеволод Пудовкин – «Мать», Дзиги Вертов – «Человек с киноаппаратом», Яков Протазанов – «Процесс о трех миллионах» и другие. Кинематограф 20 века в России – самый яркий период в истории существования российского кино. Времена социального реализма – 1931-1940 годы. История кинематографа в России данного периода начинается с великого события – в российском кино появилось звуковое сопровождение. Первым звуковым фильмом считается «Путевка в жизнь» Николая Экка. Свой талант успешно приспособили к советскому режиму такие режиссеры: Братья Васильевы и их «Чапаев», Михаил Ромм и «Ленин в Октябре», Фридрих Эрмлер и «Великий гражданин». Настал звездный час известного режиссера Григория Александрова, который стал настоящим королем комедии. А его жена Любовь Орлова – главной звездой экранов. Самые популярные фильмы Александрова – «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга». Роковые сороковые года – 1941-1949 Война изменила все. Именно в это время появляются полнометражные фильмы, где война уже была не полна легких побед и романтических событий, в кино пытались отразить всю жестокость, что происходила на фронте. К первым реальным военным фильмам можно отнести «Радугу», «Нашествие», «Она защищает Родину», «Зоя». В это время свет увидела последняя картина С. Эйзенштейна – шедевральная трагедия «Иван Грозный».
Громкая победа, которая была завоевана ценой десятков миллионов людей, вызвала волну кино и новый виток в истории кинематографа в России, основывалась она на культе личности Сталина. К примеру, кремлевский режиссер М. Чиаурели в своих фильмах «Клятва» и «Падение Берлина» возвышал Сталина, представляя его чуть ли не божеством. Шедеврами того времени стали следующие ленты: «Сталинградская битва», «Жуковский», «Весна», «Кубанские сказки». Оттепель – 1950-1968 годы началась после смерти Сталина. Вторая половина пятидесятых стала настоящим кино — бумом не только в плане резкого увеличения производства фильмов, но и в появлении новых режиссерских и актерских дебютов. Стоит отметить картину Михаила Калатозова и Сергея Урусевского «Летят журавли», которая получила «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале. Самые заметные фигуры того периода – Григорий Чухрай с его «Балладой о солдате» и «Чистым небом» и Михаил Ромм с фильмом «Обыкновенный фашизм». Эпоха комедий. Режиссеры начали поднимать проблемы простых людей в своих лентах, мелодрамы Марлена Хуциева – «Весна на Заречной улице» и «Два Федора» – успешно вышли в широкий прокат. Истинное удовольствие получили зрители от комедий великого Леонида Гайдая – «Операция Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука». Нельзя не упомянуть комедию Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля!». Помимо комедий и Каннского фестиваля, период оттепели в кино подарил миру «Войну и мир» С. Бондарчука, картина вызывала настоящий ажиотаж. Но данный период подарил нам не только великих режиссеров, но и талантливых актеров. 50-60-е годы стали звездным часом для Олега Стриженова, Вячеслава Тихонова, Людмилы Савельевой, Анастасии Вертинской и многих других талантливейших актеров. Конец оттепели – 1969-1984 годы. Данный период времени для российского кинематографа оказался непростым. Жесткая кремлевская цензура не позволила поделиться своим творчеством многим талантливым режиссерам. Но, несмотря на сложности в те годы посещаемость кинотеатров в России занимала лидирующие позиции во всем мире. Не один десяток миллионов зрителей с большим удовольствием смотрели комедии Леонида Гайдая, Георгия Данелия, Эльдара Рязанова, Владимира Мотыля, Александра Митты. Фильмы этих великих режиссеров – настоящая гордость российского кино.
Настоящий бум произвели мелодрама В. Меньшова «Москва слезам не верит», которая взяла «Оскар» за лучший иностранный фильм, и боевик Бориса Дурова «Пираты 20-го века». И, конечно же, всего этого не было бы без талантливейших актеров, таких как Олег Даль, Евгений Леонов, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Николай Еременко, Маргарита Терехова, Людмила Гурченко, Елена Соловей, Инна Чурикова и другие. Перестройка и кино – 1985-1991 годы. Главная особенность данного периода – ослабление цензурного гнета. После реабилитации Элем Климов и его картина «Иди и смотри» стал лауреатом Московского кинофестиваля 1985 года. По праву это кино можно отнести к беспощадному реализму Второй мировой войны. Послабление цензуры поспособствовало появлению первого российского фильма с откровенными сценами – «Маленькая Вера» Василия Пичулы, снятая в 1988 году. Однако общество переходило в эпоху телевидения, американские фильмы поступали на отечественный рынок, и посещаемость кинотеатров резко снизилась. Несмотря на снижение внимания к российским фильмам со стороны зрителя, на Западе российские режиссеры стали желанными гостями множества международных фестивалей. 1991 год стал завершающим этапом в существовании Советского Союза, отразилось это и на кинематографе.
Лишь немногие из отечественных фильмов доходили до кинопроката, зато популярность получили так называемые видеозалы, в которых транслировались такие желанные западные фильмы типа «Терминатора». Понятие цензуры фактически отсутствовало, на прилавках специализированных магазинов можно было отыскать все, что угодно. Отечественное кино не пользовалось спросом у людей, фильмы для массовой аудитории снимались непрофессионально, с бедной постановкой. Постсоветское кино в России – 1990-2010. Конечно же, развал Советского Союза повлиял на отечественный кинематограф, и российское кино долго находилось в упадке. Дефолт 1998 года больно ударил по режиссерам, финансирование кинопроизводства резко сократилось. Дабы не загубить кинематограф и иметь хоть какой-то шанс к развитию, открывались маленькие частные киностудии. Самыми кассовыми на те времена стали комедии «Ширли-мырли», «Особенности национальной охоты», а также фильмы «Вор» и «Анкор, еще анкор!». Кинематограф в 90-е годы в России переживал не лучшие времена. Криминальное кино. Настоящий фурор в российском кинематографе произвела картина «Брат», выпущенная в 1997 году Алексеем Балабановым. Нулевые же ознаменовались рождением кинокомпаний, которые производили телевизионные фильмы и сериалы. Самыми популярными из них стали «Амедиа», «Коста — Фильм» и «Форвард-фильм». Особым успехом у зрителей пользовались криминальные сериалы, такие как «Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург» и так далее. Такие сериалы отражали реалии непростых 90-х.
2003 год подарил миру замечательные и достаточно прибыльные мультипликационные фильмы, такие как «Смешарики», «Маша и Медведь», «Лунтик и его друзья». Кинематограф постепенно восстанавливался от длительного кризиса, и уже в 2010 году было выпущено 98 художественных фильмов, а в 2011 г. – 103. Немалые усилия к возрождению отечественного кино приложила Русская Православная Церковь, благодаря которой на экраны вышли такие картины, как «Остров», «Поп», «Орда». Первыми достойными драматическими картинами после кризиса стали «Ворошиловский стрелок», «В августе 44-го» и «Остров». 2010 год стоит отметить как год создания новой волны «урбореализма». Корни данного направления уходят глубоко в советское кино, где стремились показать обычную жизнь простого человека. К таким фильмам можно отнести «Упражнения в прекрасном», «Шапито-шоу», «Караки», «О чем говорят мужчины» и так далее. Уже с 90-х годов и по сей день в республиках Российской Федерации формируется свой собственный кинематограф. Эти фильмы имеют местное распространение, так как сняты на национальных языках республик. А в некоторых регионах популярность таких локальных фильмов выше, чем у модных современных американских блокбастеров. На сегодняшний день российский кинематограф носит развлекательный характер. Фактически 95 % фильмов выпускаются именно в таком жанре. Объясняется такая тенденция просто – высокая прибыль и рейтинги на телевидении. Самые популярные жанры отечественного кино – криминал, комедия и история. Большая часть действительно достойных фильмов – подражание Голливуду. В последнее время пошла волна на возрождение советского кино, но критики отмечают данные проекты как неудачные. К современникам относятся следующие режиссеры: Юрий Быков, Николай Лебедев, Федор Бондарчук, Никита Михалков, Андрей Звягинцев, Сергей Лобан, Тимур Бекмамбетов и другие.